Блог » Леонид Грабовський "Симфонические фрески"

Леонид Грабовський "Симфонические фрески"

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ:

В 1961 г. Грабовський получил от Министерства культуры СССР предложение написать программное симфоническое произведение. Произведение было написано, но на суд публики его было вынесено не сразу. Задержка вышла потому, что во время обсуждения "Фресок" в киевском союзе композиторов возникли горячие дискуссии. Произведение критиковали как авангардное за использование современных техник и приемов письма, советовали переписать, исправить некоторые места. Через неодобрительные отзывы премьера не могла состояться в Киеве. Первое выполнение "Симфонических фресок" состоялась в Ленинграде (в настоящее время С. -Петербург) в 1963 году после того, как автор был награжден за это произведение первой премией на Всесоюзном обзоре творчества молодых композиторов в Москве (в 1962 г.). Потом музыка из произведения неоднократно звучала в радиопередачах, посвященных Дню Победы и чествованию событий Отечественной войны 1941-1945 гг., а также использовалась в оформлении спектаклей в Московских театрах. Для этого использовались перевозки по Московской области   и перевозки рефрижераторами.

ПРОГРАММНЫЙ ЗАМЫСЕЛ:

Произведение написано под впечатлением от серии рисунков художника Бориса Пророкова "Это не должно повториться"!, какая состоит из 10 рисунков. На них изображены люди, которые находятся перед лицом смертельной опасности, в состоянии предельного нервного напряжения; изображены лишь женщины и дети, поскольку на войне они есть найбеззахиснішими. В основу своего произведения Л. Грабовський положил шесть из десяти рисунков Б. Пророкова, что определило его антивоенную тематику. Содержание рисунков передается в музыке обобщенно.

ЖАНР И СТРУКТУРА:

"Фрески" - это жанр программной музыки, который представляет собой цикл отдельных музыкальных зарисовок, которые направлены на раскрытие какой-то одной идеи. Обращение к этому жанру дает композитору возможность многосторонне осмыслить тематику. Композиционной особенностью фресок является сюитное построение.

Жанр "музыкальных фресок" возник в середине ХХ ст. В нем написаны такие произведения: Мартину Б. "Фрески", Респігі А. "Фрески", Кармінський М. опера "10 дней, которые потрясли мир" (фрески о революции), Карабиць И. "Киевские фрески" (опера-оратория), Дичко Л. циклы фресок (Французські, Испанские, Швейцарские).

"Симфонические фрески" Л. Грабовського - это программная сюита, которая состоит из 7 частей. Названия частей (кроме первой) заимствованно из серии рисунков Б. Пророкова: 1ч. Авторское предисловие, 2 ч. Тревога, 3 ч. Налет, 4 ч. В руинах, 5 ч. Иметь, 6 ч. Хіросима, 7 ч. Проклятие палачам.

КОМПОЗИЦИЯ:

Произведение Л. Грабовського представляет собой стройный симфонический монумент, который построен за законами симметрии. Смысловым центром фресок является 5 ч. "Иметь", что олицетворяет образ Скорбной Матери. Этот образ-символ может толковаться достаточно широко: не только как образ женщины-матери (женщины-солдатки, которая кормит младенца на рисунке Пророкова), но и как символ Матери-Батькивщины, которая скорбит по убитым на войне сыновьям.

Вокруг 5 ч. расположенные картины войны : 2-3-4 чч. (цикл в цикле) но 6 ч.

Произведение имеет и композиционное обрамление: 1 и 7 чч. представляют обиды активного протеста против войны.

ДРАМАТУРГИЯ:

Драматургия произведения строится на столкновении двух сфер : мира и войны (позитивных и негативных образов). В качестве их олицетворения выступают темы 1 и 5 чч. (обиды мира) но 2 и 3 чч. (негативные обиды войны). В процессе симфонического развития темы этих двух сфер сталкиваются, показывая наглядно конфликтное противопоставление. Завязка конфликта происходит в 3 ч., когда появляется тема протеста из 1 ч., какая становится преградой на пути сил войны. Развязка конфликта осуществляется в финале.

 

Опубликовано: 27.07.2012

Каталог сайтов - Refer.Ru